Я знаю мнение и настроение лезгинского народа (650 тыс. его живёт в Южном Дагестане), который полностью поддерживает Ваши идеи. Поскольку мы по национальным и межконфессиональным вопросам наши предложения письменно готовили, я потом представлю их в штаб «Народного фронта». Я хотел бы по другому вопросу – вопросу, который наш друг, руководитель Еврейской автономии, Михаил Анатольевич затронул, вопросу о соотечественниках. Как многие знают (а многие и не знают о судьбе лезгинского народа), получилось исторически так, что Иосиф Виссарионович Сталин в 1921 году на 2-м съезде нас разделил – приказал по реке Самур провести границу. Часть исторической (до нашего века) лезгинской территории отдали в состав Азербайджана, а другую часть – в состав Горской республики (нынешний Дагестан).
До 1991 года эти границы были святыми, мы были единым государством и ничего не чувствовали, общались. Но после 1991 года общественно-политический склад резко изменился. Лезгины как разделённый народ потеряли свой политический и социальный статус и в России и в Азербайджане… Последняя справка, недавно, месяц назад: ОБСЕ признают, что в Азербайджане – 700 тыс. лезгин, а по нашим данным, не меньше 1 млн 100 тыс. Весь вопрос в том, что после развала Советского Союза, Владимир Владимирович, лезгинский народ столкнулся с серьёзной, очень серьёзной проблемой. Родственники не могут общаться друг с другом. Такой границы, наверное, в советское время с капиталистическими странами у нас не было.
Или недавний инцидент, связанный с двумя российскими анклавами в составе Азербайджана. Эту территорию, два села (Храх-уба и Урьян-уба) передали в состав Азербайджанской Республики. 600 человек, российских граждан бросили на произвол судьбы. Я об этом писал Полномочному представителю в Северо-Кавказском округе А.Г.Хлопонину, в МИД, но никто меня не принял. Мне удалось там встретиться с заместителем начальника управления. Хорошо, отдали. Самое главное, граница Советского Союза, которая между Россией (РСФСР) и Азербайджаном была, почему-то изменилась. Вдруг лезгины встали утром – с азербайджанской стороны границу перевели на российскую сторону.
Самое главное в Южном Дагестане – лезгинам не хватает питьевой воды. Река Самур оказалась в собственности Азербайджана, и водораздел, который и в царские времена был устроен там, и мост – всё оказалось сейчас в собственности Азербайджана. За 20 лет 90% мы бесплатно Азербайджану отдали. Бесплатно! 90% могла обеспечить самурская вода. Но сейчас хотя бы нельзя так делить! И я Вам открыто говорю это: очень возмущён лезгинский народ. Вы знаете, что это самый спокойный регион в Южном Дагестане, лезгины – самый законопослушный российский народ всегда был, есть и будет. Но это событие, позиция нашего МИДа…Я не буду это оценивать.
В.В.Путин: Это когда, год назад было примерно или полтора?
А.П.Керимов: 17 июня Госдумой ратифицирован, несмотря на…
В.В.Путин: А! Сейчас было.
А.П.Керимов: Да-да. Несмотря на то, что народ собрал подписи, просил: уважаемая Госдума, уважаемые депутаты, подождите полгода, пока не будет решён вопрос с российскими анклавами Храх-уба и Урьян-уба, это наши анклавы.
Таких примеров в мире много. Узбекистан имеет три анклава на территории Таджикистана и Киргизии. А почему мы отказались, добровольно всё отдали? Хорошо, отдали. Есть международный договор, согласен. Я понимаю, его надо соблюдать, но зачем-то новые границы провели. Нас уже второй раз разделили – в 1921-м году и сейчас, в 2011 году. Ещё и с нашей территории все источники воды отдали туда, и мы этим очень недовольны.
Вот недавно, когда я узнал, что будет встреча с Владимиром Владимировичем, много уважаемых лезгинов, в том числе наш философ, директор Института философии, другие представители научной интеллигенции, встретили меня и просили передать, что отдали весь ресурс, а что получили взамен? Отдали, а что получили? Ничего! И 600 человек – просто на произвол судьбы. Я Вас прошу, Владимир Владимирович, этот вопрос поручите Вашему аппарату, чтобы был контроль. Пока Вы не будете, никто ничего не будет делать.
Азербайджан им предлагает за их имущество всего 45 тыс. долларов. Людям, которые 100–150 лет там живут, 45 тыс. долларов! В Дагестане можно купить четыре сотки земли, потому что в Дагестане земли нет свободной: маленькая республика, горы с той стороны, Каспийское море. Поэтому я Вас прошу, Владимир Владимирович, в этом вопросе оказать содействие, чтобы этим людям выделили земельные участки, чтобы было какое-то финансирование, чтобы они могли приехать… Они отказываются от гражданства Азербайджана… Они говорят: не хотим, мы были россиянами и умрём россиянами.
В.В.Путин: Так как-то провели границу, да, не уточнили её?
А.П.Керимов: Да-да. Новую, абсолютно новую границу. Которая перед Советским Союзом была… И новую границу провели на российской стороне. Почему, на основании чего, что взамен мы получили? МИД говорит, что мы газ получаем от них…
В.В.Путин: Ну газа у нас самих хватает. Там вопрос с водозабором, да? Старые станции какие-то, я уже не помню, не занимался сейчас.
А.П.Керимов: Я документы подготовил, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: Давайте, хорошо.
А.П.Керимов: Отдам Вашим помощникам, если позволите.
В.В.Путин: Хорошо.
А.П.Керимов: И последний вопрос, Владимир Владимирович. Национальная культурная автономия Северного Кавказа (всего две автономии – Лезгинская , мы же самый южный народ, и Карачаевская автономия) – это очень серьёзная сила, серьёзный партнёр, самое главное – надёжный партнёр государства, национальная сила. Я всегда исходил из того, что мы никогда ни копейки иностранных денег не получили и, пока живы, не будем получать никогда… Это очень надёжный партнёр.
И последнее, Владимир Владимирович. Молодые ребята, молодые учёные, которые уходят из нашей автономии… Экономисты готовили социально-экономическое развитие Южного Дагестана. Мы эту программу представили Хлопонину, он одобрил, она очень понравилась и Минрегиону. Почему-то правительство Дагестана очень ревниво относится к нашей программе. Да потому что, насколько я понимаю, в социально-экономическом развитии нашей программы нет коррупционной составляющей. Здесь конкретно написано: кирпич – 1 рубль. И правительство Дагестана игнорирует, несмотря на то, что Ваш заместитель одобрил, Минрегион одобрил. Просим в этом вопросе тоже нас поддержать.
В.В.Путин: Как называется эта программа?
А.П.Керимов: «Социально-экономическое развитие Южного Дагестана».
В.В.Путин: Это рассматривается в правительстве Дагестана сегодня, да?
А.П.Керимов: Рассмотрели Хлопонин и Минрегион. Они одобрили, а Дагестан игнорирует: «У нас есть своя программа, мы готовили, в Минэкономразвития готовили…» Но, насколько мы получили информацию из аппарата полпреда, наша программа в 20 раз сильнее, конкретнее и без коррупционной составляющей, чем та, которую готовит правительство Дагестана.
Я, Владимир Владимирович, с Вашего разрешения пару слов хотел бы также сказать о межнациональных отношениях. Недавно вышло интервью одного российского политолога, Агентство политических новостей. Там основной вопрос – как можно развалить Россию, и политолог отвечает журналистам. Все сигналы, понимаете, не должны из Москвы идти. Пока мы в Москве будем наводить порядок в мозгах, трудно будет нам...
В.В.Путин: Трудно не будет. Мы народ для этого и собрали с вами, чтобы ответить на другой вопрос – как укрепить Россию.
А.П.Керимов: Спасибо, Владимир Владимирович. Знаете, что этот политолог предлагает? Говорит: я – сторонник того, чтобы все мусульманские территории отделить от России. Ему задают вопрос: а как это сделать, механизм у вас есть? Он говорит: есть. А что за механизм? Для этого надо создать международные комиссии под руководством одного из бывших президентов Соединённых Штатов Америки, чтобы всё было цивилизованно. Это государственное агентство!
В.В.Путин: Мудрый такой человек, мудрый… Лезгинам отдать его. Они решат, что с ним делать, с таким политологом.
А.П.Керимов: Владимир Владимирович, хочу сказать: мы полностью поддерживаем «Народный фронт». Хочу Вам передать пожелание моего народа. Мне так сказали: передайте Владимиру Владимировичу, нашему уважаемому лидеру, надо продолжать начатую работу до конца. Это просьба народа. Пока просьба. Может быть, на каком-то этапе это будет требование, чтобы Вы до конца продолжали начатую работу. Спасибо, благодарю за внимание.
В.В.Путин: Спасибо. Я не ответил на озабоченность по поводу всяких перебранок у нас наверху в отношениях между Белоруссией и Россией. Вы знаете, мне только остаётся сожалеть об этом. Мы со своей стороны делаем и будем делать всё, чтобы этого никогда не было. Но меня действительно беспокоит: я вижу, что сейчас даже на бытовом уровне уже возникают проблемы. Это очень плохо.
Пожалуйста.