Никто не знает, когда же закончится история с Храх-убой и ее жителями, которые оказались заложниками безответственности российской власти. Многочисленные письма и акции, направленные на то, чтобы первые лица нашей страны обратили внимание на имеющуюся проблему, казалось, достигли своей цели. Действительно, Президенту Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Арифу Керимову уда-лось озвучить ситуацию с российским анклавным поселением в Азербайджане перед премьер-министром Владимиром Путиным 19 июля этого года, который обещал разобраться с проблемой. А месяц спустя уже президент Дагестана Магомедсалам Магомедов обратился к президенту России Дмитрию Медвелеву с просьбой принять федеральную целевую программу переселения храхубинцев на территорию Дагестана. Вроде бы несчастные сельчане достучались до самого верха, и теперь все их проблемы решены, но не тут-то было!
Один вопрос уладить удалось – отменить ультиматум, который был предъявлен жителям Храх-убы азербайджанскими властями. Согласно ему, они должны были в срок до 24 августа определить свой статус и легализовать свое проживание на территории села. В случае если они сохраняли российское гражданство и не становились на учет в Азербайджанской Республике, их могли силой выдворить из домов. Этот позорный в первую очередь для Дагестана и самой России ультиматум в итоге отменили в самый последний день после телефонного разговора президента Дагестана с первым зампредседателя правительства АР Якубом Эюбовым. Зачем было тянуть до последнего дня непонятно. Кстати, один из храхубинцев, опасаясь, что потеряет все, не выдержал неопределенности и давления азербайджанских чиновников и продал свой дом.
На этом «мониторинг» официальных властей за жизнью своих граждан прекратился. В кабинетной тиши сейчас решаются вопросы об их переселении, но и здесь ситуация неоднозначная. Минрегион уже официально ответил на письмо ФЛНКА, что отдельной федеральной целевой программы для жителей Храх-убы разрабатываться не будет. Как бы то ни было, жизнь сельчан ничем не должна была омрачаться в ожидании окончательного разрешения их вопроса. Но не тут-то было!
Храхубинцы, выехавшие в Россию, почему-то так и не могут вернуться домой. Кому они сейчас-то мешают и угрожают, если были приняты договоренности на самом высоком уровне? Впрочем, они и раньше не представляли никакой угрозы Азербайджану. Или попытка отстаивать свои права является преступлением? И даже если Азербайджан так считает, то почему Россия с этим соглашается? Разве гарант нашей Конституции – Баку?
В сентябре стало на одну проблему больше. Храхубинские школьники, в отличие от своих ребят в остальной России, не пошли в школу. Точнее, они хотели пойти, но их не пустили. Оказывается, храхубинцы, продолжая находится у себя в селе, должны получить разрешение на преподавание в школе… у азербайджанских властей!
Казалось бы, какое дело Азербайджану до людей, которых должны через некоторое время переселить в Дагестан. Но они продолжают вмешиваться в жизнь граждан чужого государства, а также образовательных и прочих учреждений, которые им никогда не подчинялись. И логика их такова: оставаться и жить в селе можно, а все остальное – только с разрешения Азербайджана. Непонятно только, почему российские власти всех уровней засунули свою страусиную голову в песок и на письма общественных организаций отвечают, что все вопросы решаются, Азербайджан не будет вторгаться на территорию Храх-убы и не надо нагнетать ситуацию. Господа, может вам самим пожить недельку-другую в Храх-убе? Почему вы не слышите своих граждан, а повторяете как попугаи слова азербайджанской стороны?
Может, вам щедро заплатили, чтобы вы молчали, пока шустряки из Баку доведут всех жителей села до срыва?
Источник: Амиль САРКАРОВ Настоящее Время