Юрист из Дербента в одиночку бьется за права земляков Лезгинское население Азербайджана после краха Союза оказалось самым бесправным не только в этой стране, но и на территории Дагестана и остальных российских регионов. Дело не только в том, что Россия со временем ужесточила свое миграционное законодательство. А в том, что жители Азербайджана азербайджанской национальности хоть в какой-то мере могут рассчитывать на то, что в противостоянии с коррумпированными чиновниками, полицейскими, таможенниками, обирающими их на границе, за их спиной стоит их родное государство.
А у лезгин Азербайджана такого чувства нет. Они и в Азербайджане считаются людьми второго сорта. И на территории российских регионов, и даже в Дагестане, они не могут рассчитывать на понимание и помощь со стороны чиновников. Обо всех этих проблемах – в статье и интервью лезгинского правозащитника Низами Фетуллаева.
Сам Низами Фетуллаев – родом из Баку. Но после краха Союза он был вынужден покинуть Азербайджан и перебраться в Дагестан. Он в одиночку преодолевал все чиновничьи и коррупционные завалы на пути к обретению российского гражданства.
А сегодня он помогает своим землякам – лезгинам из Азербайджана, желающим переехать в Дагестан и получить гражданство России. Бесправие, с которым сталкиваются его подзащитные, оказывающиеся беззащитными перед лицом коррумпированной системы, - чудовищно.
Все это вынудило его даже обратиться с открытым письмом к Президенту России. Наш портал считает необходимым воспроизвести на нашем ресурсе выдержки из заметок Низами Фетуллаева относительно проблем, с которыми сталкиваются наши земляки.
Правовые последствия разделения лезгин Вопрос приобретения гражданства России нашими соотечественниками, оставшимися за границами РФ после краха СССР – один из актуальнейших вопросов российского общества. Распад СССР принес много сложностей, бед, драм и трагедий миллионам советских людей.
Вопросы гражданства явились одним из самых массовых по количеству охваченных людей. Миллионы людей не по своей вине в одночасье стали нежелательными или неудобными иностранцами на своей Родине или иммигрантами и лицами без гражданства на своей этнической Родине, России.
Однако самым удивительным является то, что, несмотря на огромную важность вопросов приобретения гражданства, как для общества, так и для миллионов его отдельных членов, эти вопросы являются наименее урегулированными в правовом отношении.
Более того их реализация усложнена столькими препятствиями и лабиринтами, что огромное количество людей может преодолеть их только, сговорившись с чиновниками, которые и создали все эти сложности.
Благодаря искусственным усложнениям в решении вопросов приобретения гражданства десятки тысяч чиновников не только оправдали расходы на приобретение своей должности, но повысили свое материальное благосостояние и приобрели более доходные должности.
Одновременно миллионы людей, попавших в этот лабиринт, обеднели и обнищали в поисках выхода из него. И многие до настоящего времени плутают по этим лабиринтам, оставляя у чиновников деньги, время, здоровье, веру в государство, закон и справедливость, многие в конечном итоге теряют и жизнь.
Подобный результат правотворческой и правоприменительной деятельности чиновников позволяет делать вывод, что он не случаен, а закономерен и является следствием сложившейся системы управления обществом.
Боль лезгинская Вопросы гражданства непосредственно связанны с реализацией и защитой основных конституционных прав не только в социально-экономической сфере, но и в сфере межнациональных отношений.
Так, если на территориях с коренным русским населением нарушения в вопросах приобретения гражданства РФ приводят к нарушению социально-экономических прав, то в регионах с многонациональным коренным составом населения эти же нарушения являются следствием нарушения национальных прав.
Яркий пример этому – нарушение общепризнанного права лезгинского народа на единство и целостность национальной территории своего обитания, выразившейся в незаконном (вопреки его воле) разделе этой территории между двумя государствами, Россией и Азербайджаном.
При распаде единого советского государства, образовании новых государств и границ, государства-правопреемники – Российская Федерация и Азербайджанская Республика – обязаны были на основе межгосударственных многосторонних и 2-х сторонних соглашений отрегулировать и максимально упростить все вопросы, связанные с приобретением гражданства РФ.
А также решить вопросы, связанные с адаптацией и обустройством граждан, компенсировать их затраты и убытки, оказывать им необходимую материальную и административно-правовую помощь на местах.
Однако в реальности этих, затравленных от свалившихся проблем людей бросили в когти изголодавшихся от безденежья (месяцами не получавших зарплату и затративших немалые средства на покупку своих должностей) и безделья чиновников.
Положение нашего народа в Азербайджане и Дагестане, политика чиновников этих республик в отношении лезгинского народа позволяют делать однозначный вывод, что лезгинский народ
отдан на откуп инонациональным чиновничьим корпорациям обеих республик.
Правовая дискриминация лезгин На настоящее время наш народ, создавший более чем 2-х тысячелетнюю самобытную древнюю цивилизацию, находится, практически, на грани исчезновения. Наглядными свидетельствами такого откупа, античеловеческого и антинародного сговора в отношении лезгинского народа являются незаконный раздел единого народа между двумя государствами .
Этот раздел был произведен вопреки его воле, без референдума, даже без межгосударственного соглашения и т.п. За этим последовала незаконная передача Азербайджану ряда жизненно важных для лезгинского народа объектов.
В частности: самурского гидроузла вместе с территорией (принадлежавшей Магарамкентскому р-ну), на которой этот гидроузел расположен и большей части самурской воды; ряда пастбищных территорий; сел Храх-уба и Урьян-уба и т.д.
Полагаю также, что к числу примеров этого рода можно отнести и проблему закатальских аварцев. Таким образом, вследствие скоординированной и целенаправленной политики чиновников из Баку и Махачкалы лезгинское население обеих республик с молчаливого согласия Москвы отдано на откуп их этноклановой администрации и поставлено в положение дискриминируемого национального меньшинства.
Вопросы приобретения гражданства РФ, разнонационального гражданства родителей, их детей, вопросы оформления пенсий, трудового стажа, получение пособий, огромные денежные потери, связанные с продажей-куплей жилья соответственно в Азербайджане и Дагестане и т.д. и т.п. затронули практически каждую лезгинскую фамилию.
Десятки тысяч лезгин, сотни тысяч дагестанцев, русских и др. этнических россиян вместо того чтобы заниматься благоустройством своей семьи, повышением ее материального и духовного благосостояния, а тем самым развития общества и укрепления государства, тратят время, нервы, здоровье и деньги на повышение материального благосостояния чиновников.
Ложный патриотизм Хочу также отметить, что проскальзываемые в настоящем тексте упреки в национальной дискриминации лезгин относятся к дагестанским чиновникам, а не к самим народам Дагестана - аварцам, даргинцам, кумыкам или лакцам.
Потому, что именно чиновники под прикрытием лозунга "наших бьют" противопоставляют нас лезгин и др. дагестанские народы друг другу, а русских против нас кавказцев ради сохранения своих должностных кресел.
Но максимум, что они захотят и смогут сделать для "своего" народа - это дать подачки наиболее близким людям из своего тухума и друзьям, помогавшим им получить должностное кресло. Однако это иллюзорный, корпоративный "патриотизм" в интересах чиновников и во вред народу.
Поскольку он, с одной стороны, приводит к разделу своего народа на противоборствующие тухумы и группировки. А с другой противопоставляет "его" народ другим народам Дагестана, России, в соответствии с принципом "разделяй и властвуй".
Именно это сейчас и происходит в Дагестане и во всей остальной России. В действительности нам, дагестанским народам нечего делить между собой. Нечего нам делить и с русским народом. Доказательства тому - революция и гражданская война.
Именно благодаря единству российских народов царизм был свергнут и наши народы шагнули в современность. Но именно советскими чиновниками был разрушен СССР.
Точно также благодаря дагестанским чиновникам Дагестан, некогда являвшийся экономически, культурно, политически самой развитой областью Кавказа, известный свободолюбием, независимостью, братской взаимопомощью и единством своих народов, славившихся своей грамотностью, учеными, ремесленниками, животноводством, садоводством и т.д., теряет свое единство и сейчас стал известен отсталостью, межнациональными противоречиями.
Нам, людям и народам надо объединяться, помогать др. другу, а не идти друг против друга и разъединяться. Все что мешает со стороны нечистоплотных чиновников жить, развиваться, все, что доставляет боль, страдания, смерть человеку и народу не имеет право на существование.
Эти все правовые нарушения должны быть прекращены, а сама правовая и управленческая практика государства должна быть приведена в соответствие с волею и жизненными потребностями народа и людей.
Низами Фетуллаев
Портал ФЛНКА не мог обойти эти важные проблемы стороной. И пригласил Низами Фетулллаева к обстоятельной беседе по тем вопросам, с которыми он сталкивается в своей ежедневной правозащитной практике в стремлении помочь своим землякам, желающим получим российское гражданство. Что Вас вынудило покинуть Азербайджан? Когда я переехал из Баку в Дербент на постоянное место жительства, мне было пятьдесят лет. Как Вы думаете, в таком возрасте кто-нибудь добровольно будет менять место жительства? Меня вынудил покинуть Азербайджан беспредел, царящий там.
В 90-е годы там не только армяне ведь пострадали. Также пострадали и лезгины, и русские. Я знаю, в Баку тогда семерых лезгин убили на почве национальной неприязни. Даже были плакаты с лозунгами: «Лезгины – в Дагестан!», был нацизм на бытовом уровне, неприязнь к лезгинам. И в основном не от самих азербайджанцев, а от «еразов» – азербайджанцев-выходцев из Армении.
Был случай, когда из Магарамкента в Баку на свадьбу гости приехали, сели в чайхане и стали говорить по-лезгински. Тут к ним пристали «еразы», возмутились, что они говорят не на азербайджанском, и завязалась драка. Одного магарамкентца они убили.
В таких случаях пострадали мои братья, моя невестка. Невестка наша родом из Дагестана, естественно, азербайджанского она не знала. У нее с собой был грудной ребенок. В магазине она обратилась к продавщице на русском языке.
Тут к ней пристали «еразы», стали утверждать, что она армянка. Невестка сказала, что она лезгинка. Те твердили в ответ, что она армянка. Потом они поняли, что она лезгинка. Но им уже было без разницы. Они стали, что называется, «докапываться», мол, почему она говорит по-русски.
Она сказала, что не знает азербайджанского. Толпа на неё стала напирать, - ее еле смогли отбить. И это несмотря даже на то, что у неё с собой был грудной ребёнок. В этот момент наш сосед проезжал мимо. Смотрит – в магазине шум-гам. Зашёл – видит нашу невестку и вытащил её оттуда.
В аналогичной ситуации пострадали также два моих брата. Вовремя вмешался военный патруль. Пришли они домой – у обоих глаза еле видны были. Тётка моя лежала в больнице месяц. Причина - она в магазине была, а «ераз» полез без очереди.
Она сделала ему замечание, а он ей в ответ: «Ты кто такая? Приехала из Дагестана лезгинка, теперь права тут качаешь». И ударил тётку сумкой по голове. Оттого она в больницу и попала. У моей матери также конфликт случился. Когда покупала помидоры, опять «ераз» без очереди вперёд полез.
Она ему сделала замечание, он в ответ ей сказал аналогичное, что сказали моей тётке. А моя мама в ответ: «Когда Баку здесь строился, твоего духу тут не было». В общем, завязался спор, но местные бакинцы заступились за неё.
Таких случаев – сотни. Но при этом стоит отметить, что в большинстве своём бакинцы хорошо ко всем относились. В советское время они привыкли ведь жить с армянами, русскими, лезгинами… Это беженцы и переселенцы, заполонившие Баку, с ненавистью ко всем относились.
Что вы можете сказать о соблюдении этнических, гражданских и политических прав лезгин в Северном Азербайджане? О соблюдении национальных прав лезгин в Азербайджане говорить не приходится, потому как лезгины ни в каких официальных документах как нация не числятся. Если в Дагестане лезгинский язык утверждён в качестве одного из титульных, то в Азербайджане ни в каких официальных документах лезгинская нация не фигурирует и не зафиксирована.
Заметьте, финансирование той или иной деятельности, как правило, происходит на основе законодательства. Чтобы государство выделяло деньги на развитие национальной культуры, у финансового ведомства должно быть Постановление Правительства. Правительство же выносит постановления, основываясь на действующем законодательстве.
А если законодательство не предусматривает такие вопросы, на основе чего Правительство будет выносить соответствующие постановления? В итоге так выходит, что защита этнических прав граждан Азербайджана не предусмотрена самим законодательством страны.
Этого вполне достаточно, чтобы указать на несоблюдение прав лезгинского и других коренных народов в Азербайджане. Потому и лезгинский язык является в Азербайджане факультативным предметом. Он не обязателен для изучения, по нему не сдают экзаменов. В итоге качество знания языка страдает.
Можете ли Вы ориентировочно сказать, сколько лезгин хотели бы покинуть Азербайджан и получить российское гражданство? Насколько массово это явление? С какими обстоятельствами это связано? Я не веду такой учёт, но переехать из Азербайджана в Россию желают многие. Во всяком случае, кто в Россию оттуда выезжает, обратно возвращаться не хочет. Там ведь даже на хороших должностях мизерные зарплаты.
Если нет своего мелкого бизнеса, очень трудно в Азербайджане концы с концами сводить. К тому же, если ты лезгин, то занять какую-то должность в той стране будет очень сложно. Особенно ввиду того, что лезгины в последнее время ребром ставят вопрос о защите своих национальных прав и интересов, и отношение к ним со стороны властей ухудшается.
В той же Храх-убе ведь поначалу не было много недовольных. Было всего пять или шесть человек, проявлявших недовольстов. А когда прибыли азербайджанцы и сказали храх-убинцам, что это не ваша земля, жители возмутились: «Как это не наша земля? Тут мои деды похоронены!»
Именно этот момент и поднял возмущение в среде храх-убинцев. А начальник миграционной службы Азербайджана пригрозил селянам, сказал, что если в две недели храх-убинцы не покинут село, то в него войдут бульдозеры и снесут их дома. Потом он продлил срок ультиматума до месяца. А когда мы подняли шум в прессе, и он по-другому запел.
Существует ли какая-нибудь правозащитная организация федерального, кавказского или дагестанского уровня по защите прав наших соотечественников, желающих вернуться на историческую родину? Нет, таких организаций не существует. Ещё в 2010 году я много занимался поисками таких организаций. Не обнаружил ничего.
Всех интересует, каково положение храх-убинцев сейчас? Где они живут? От азербайджанской стороны храх-убинцам поступило материальное возмещение в размере 50 тысяч долларов. Распределились сельчане по разным сёлам. Кто-то в Магарамкенте живёт, кто-то в Советском, кто-то в Касумкенте, Дербенте… По Юждагу разбрелись. Кто-то взял деньги и уехал в Москву. Кто-то бизнес свой открыл.
Обращались ли Вы в какие-нибудь СМИ, правозащитные организации? На нас выходил телеканал «ПИК», у них в Махачкале свой офис есть. Сняли видео, выложили в интернет. А так, мы обращались и в Госдуму, в Общественную палату, в Совет по правам человека.
Оказывалось ли на Вас давление со стороны? Я не храх-убинец, я вёл дела храх-убинцев с самого начала. Я их товарищ, этнический лезгин, правозащитник и адвокат. Защищаю их права по доверенности. Ко мне обратился мой товарищ храх-убинец, проинформировал о существующей у селян проблеме, сказал, что ею никто не занимается.
Это было в 2007 году. Селяне собрали сход и поручили мне защитить их интересы. С тех пор я веду их дела. До 2010 года всё шло нормально до 2010 года, когда уже «запахло жаренным». В ситуацию вмешались посторонние лица, которые почти всё это дело сломали.
Это был один из дагестанских политических деятелей – лезгин по национальности. Не будем здесь называть его имя. К нему обратились то ли власти Дагестана, то ли Азербайджана и договорились с ним, чтобы он как-нибудь свёл на нет храх-убинский вопрос.
Он приехал в Храх-убу, сказал народу, мол, он, как их соотечественник, даст им большие деньги, земли, уговорил их не жаловаться никуда, пообещал людям с три короба, и просто-напросто «кинул» их. Он также и провел афёру с выборами.
Храх-убинцы всегда голосовали на территории своего села. А после демаркации границы власти Азербайджана потребовали, чтобы они голосовали на территории России. Тут вмешался этот дагестанский деятель, приехал в селение, уговорил жителей приехать в Баку, чтобы проголосовать не в самом селе, а в российском консульстве.
Как известно, в консульстве голосуют граждане, находящиеся на территории иностранного государства. Таким образом, у азербайджанских властей оказался на руках козырь, мол, сельчане голосовали на территории консульства, а значит, они, храх-убинцы, являются иностранными гражданами, находящимися на территории Азербайджана.
Хотя село Храх-уба находилась под российской юрисдикцией. Кстати, у меня есть Постановление Верховного Суда Республики Дагестан, где территория села Храх-уба была признана частью России. До этого на уровне публицистики и Дагестан, и Азербайджан игнорировали тот факт, что Храх-уба является российским селом.
Кстати, село Храх-уба – это и пашни, и дома, и дороги, и линии электропередач и многое другое. И это всё российская собственность. Кто-нибудь поднимал вопрос о возмещении этой собственности?
Что касается случаев давления, то давление оказывалось на моего доверителя Меджидова. Он директор в храх-убинской школе. Его грозились уволить с работы. Мы подали иск в суд, дело идёт до сих пор.
Каким Вы видите решение сложившейся проблемы? До тех пор, пока между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не будет заключен межправительственный договор, положение храх-убинцев не поменяется. А наличие этой проблемы игнорируется обоими государствами.
Опять-таки, для финансирования нужд храх-убинцев должна быть минфиновская банковская инструкция. Для банковской инструкции должно быть постановление Правительства. Для постановления Правительства должен быть закон.
А для того, чтобы был закон, должен быть договор! Ведь это не внутрироссийская проблема, а межгосударственная. Нет договора – нет закона. Если договор есть, Госдума ратифицирует его и принимает закон. На основании закона даётся поручение Правительству.
А Правительство выносит постановление. По постановлению Правительства Министерство финансов обязуется выделить средства, необходимые для решения проблем храх-убинцев. А до тех пор, пока нет договора, ожидать какие-то положительные сдвиги в этом направлении просто наивно.
С Азербайджаном всё ясно, свои интересы он отстаивает вполне. Но куда смотрит Россия? Это насколько надо не уважать себя, чтобы своих граждан оставлять на произвол судьбы?!
Таким образом, решение Верховного суда Республики Дагестан о том, что Храх-уба является российской территорией, у нас есть. Но нет ни одного документа, свидетельствующего о передаче этого села Россией Азербайджану. А значит, это село до сих пор является российским анклавом.
На каком основании жителей села депортировали? Ни на каком. Это действие является правонарушением. Представители иностранного государства депортировали россиян с российской территории. Но где сама Россия? Почему она позволяет чужой стороне депортировать своих граждан со своей территории?
Материал подготовили Ильяс Букаров и Али Гаджиев ФЛНКА