2011 год как никогда прежде активировал интерес к лезгинам в этнополитическом русле. Внимание к лезгинам и лезгинскому вопросу во многом было подогрето проблемой анклавных сел Храх-уба и Урьян-уба, которые стали жертвами дипломатическо-геополитических неурядиц с одной стороны и отношения к нацменьшинствам - с другой. Здесь же проявилось отношение официального Баку к России, а оно, лезгинской общественностью расценивается как еще далеко не партнерское. Храх-уба – лезгинская Пандора Проблема Храх-убы не получила должной поддержки на федеральном уровне. Хотя справедливости ради нужно сказать, что президент Дагестана был активен в попытках разрешить проблему геополитических «островитян» на республиканском уровне.
Предложения депутатов республиканского парламента (Эдуард Хидиров) провести через Народное собрание РД программу поддержки лезгин из двух анклавных сел, были с энтузиазмом поддержаны местными властями, но через Москву не прошли. Было предпринято около 10 выездов в эти села дагестанских делегаций. Храх-убинскую проблему с его сотней хозяйств не сочли серьезным поводом вводить законодательные новшества и программы.
26 мая на сессии дагестанского парламента, которая была посвящена проблеме Храх-убы и Урьян-убы, вице-премьер правительства Ризван Газимагомедов предложил ввести для жителей этих сел двойное гражданство. Для урьян-убинцев это предложение уже было неактуально - все они приняли азербайджанское гражданство, а храх -убинцы от «заманчивого» предложения стать гражданами АР отказались.
На этой же сессии было подтверждено, что анализ архивных документов не дал точных сведений, по которым земля на территории указанных сел, принадлежала бы российской стороне.
Главным итогом этой сессии было принятие Обращения к президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, председателю правительства России В.В.Путину, исполняющему обязанности председателя СФ ФС России А.П. Торшину и председателю Государственной Думы России Б.В. Грызлову с просьбой принять федеральную целевую программу переселения граждан этих сел на территорию Республики Дагестан.
Магомедсалам Магомедов тогда на сессии НС РД сказал такую ключевую фразу: «Мы, Республика Дагестан, будем, как и в этом случае, во всех случаях защищать интересы земляков, наших граждан. Никому не дадим оказаться в положении, когда он беззащитен и находиться под каким-то давлением. Надо сказать, что и азербайджанская сторона ведет себя корректно...».
Однако спустя несколько месяцев «корректность» азербайджанской стороны была сотрясена. Чиновники из Минобразования Азербайджана сорвали 1-сентября храх-убинским ребятишкам. Видео визита чиновника из министерства образования АР попало в сеть.
Тогда же президент озвучил мысль о федеральной целевой программе, которая, по его мнению, могла бы стать решением этого вопроса. В августе во время встречи в сочинской резиденции «Бочаров ручей» с президентом России Дмитрием Медведевым, президент Дагестана также поднял тему лезгинских сел, предложив главе страны на рассмотрение вопрос о принятии федеральной целевой программы переселения жителей сел Храх-уба и Урьян-уба на территорию Российской Федерации.
24 августа - в день истечения срока ультиматума храх-убинцам со стороны АР - у М.Магомедова состоялся телефонный разговор с первым заместителем председателя правительства Азербайджанской Республики Ягубом Эюбовым. Тогда глава республики просил азербайджанскую сторону не применять силовые меры по депортации жителей села. По крайней мере, до принятия федеральной целевой программы.
Однако принятие такой программы затянулось и в конечном итоге российские власти отказали республике. Смысл письма с заковыристой формулировкой чиновников минрегионразвития РФ со ссылкой на приказ минрегиона России от 29 декабря 2006 года №152, сводился к тому, что на храх-убинцев не распространяется финансовая поддержка.
Еще более непреклонен был МИД России, которое прямо заявило, что
«для нахождения граждан России в населенных пунктах Храх-Уба и Урьян-Уба и владения ими азербайджанской землей нет законных оснований».
В итоге, информация по Храх-убинской теме округлилась пространным комментарием дагестанского миннаца, в лице его главы Бекмурзы Бекмурзаева и таким малоутешительным вердиктом: «Следует отметить, что многое в решении проблемы жителей Храх-Убы и Урьян-Убы зависит от позиции и действий самих храхубинцев.
До сих пор отдельные из них не определились в своем решении, выдвигают невозможные требования, поддаются призывам отдельных деструктивных сил, которые мешают положительному решению этого вопроса».
В конце ноября жители Храх-убы собрались на стихийный митинг в Махачкале, где рассказали, что во время их отсутствия домовладения вскрываются неизвестными. На этом, пожалуй, геополитическая история храх-убинцев образца 2011 года завершается. Вопрос так толком и не был разрешен, а в среде лезгинской общественности оставил грустный фон и привкус обмана.
Лезгинская тема Лезгинские проблемы весь год на официальном сайте ФЛНКА неоднократно обсуждались на разных уровнях. Лезгинам свои комментарии посвящали общественные деятели, журналисты, историки, эксперты – Владимир Соловьев, Николай Сванидзе, Алексей Малашенко, Константин Казенин, Гейдар Джемаль, Сулайман Уладиев, Александр Дугин, Сергей Решульский, Михаил Леонтьев, Максим Шевченко.
Последний, в частности был модератором проходивших в Общественной Палате России 21 июня общественных слушаний по теме «Разделенные народы: правовой статус и трансграничное сотрудничество». Здесь же от лица лезгинский общины выступил глава ФЛНКА Ариф Керимов.
Он говорил об исторических корнях разделенности лезгиноязычных народов между Россией и Азербайджаном, а также остановился на современных проблемах лезгин Южного Дагестана и Северного Азербайджана.
29 апреля в самой крупной после Москвы лезгинской общине - в Тюмени состоялась совместная с Министерством регионального развития РФ Межрегиональная конференция Федеральной лезгинской национально-культурной автономии
«Роль общественных институтов в нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодёжи».
Важным политическим событием можно назвать встречу в мэрии Москвы 19 июля Арифа Керимова с Председателем Правительства РФ Путиным на совещании с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций. На этой встрече глава ФЛНКА затронул ряд лезгинских проблем и адресовал лидеру страны некий мессидж: «Лезгинам можете помочь только Вы!», успев поговорить с лидером нации tet-a-tet.
Здесь же родился очередной путинский афоризм. Когда глава автономии упомянул о деструктивных силах в России и роли политолога Стаса Белковского, Путин не растерявшись, тут же выдал: «Отдать надо его лезгинам!»
19 декабря в Общественной Палате РФ прошли Общественные слушания на тему «Земельный вопрос на Кавказе: от разрешения конфликтов к их предупреждению», где президент ФЛНКА вновь в достаточно жесткой форме поднял проблемы лезгин.
А.Керимов говорил о двойных стандартах властей, которые покинули храх-убинцев (которые оказались, по словам главы автономии, людьми «второго сорта»), но оперативно пришли на помощь российским летчикам, задержанным в Таджикистане в ноябре этого года.
В завершении своего выступления Ариф Керимов выдвинул ряд предложений, среди которых предлагалось: «Обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, создания СМИ на родном языке, создания общественных организаций, культурных центров, обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов, на всей территории их проживания, а также облегчить режим пересечения государственной границы представителями разделенных народов, проживающими в районах, прилегающих к границе».
Самур и граница В 2011 году лезгины после ратификации договора о госгранице, подписанного Д.Медведевы и И.Алиевым 3 сентября 2010 года де-юре были разведены железным занавесом. В Кусарском районе АР с целью усиления охраны границ на севере Азербайджана открылись две пограничные заставы.
По Самуру создана межгосударственная комиссия, по распределению водных ресурсов Самура. Самур был «закрыт» еще раньше ратификации границы, и поэтому юридический акт лишь придал уверенности Азербайджану, которому это решение, казалось, было нужнее в условиях нестабильного Кавказа.
Мандат и казус-фактор «Единая Россия» внесла в список двух (Г.Сафаралиев, М.Абасов), а КПРФ - одного (М.Махмудов)тлезгина. В результате в Думу прошел лишь один – Гаджимет Сафаралиев, который получил также портфель председателя думского комитета по национальной политике.
Непрохождение Мамеда Абасова, инициатора Ассоциации предпринимателей «Южный Дагестан», активного в предвыборный период в Думу стало как для самого кандидата, так и лезгинской общественности неприятной неожиданностью. Социальные группы и лезгинские форумы бурно обсуждали этот очевидный казус.
Было подготовлено открытое письмо президенту Д.А.Медведеву, подписанное председателем Ассоциации деятелей науки и культуры лезгинского народа Абдулгалимом Абдулгалимовым. Особый акцент был сделан на «этническом представительстве одного из крупных народностей Дагестана (лезгин), разделенного межу двумя странами – Россией и Азербайджаном».
Баку и лезгины Ильхам Алиев президент Азербайджана внимание уделил и лезгинам, и исконно лезгинским районам Севера республики – Хачмазскому, Кусарскому. В частности, в Кусарский район было решено активно инвестировать. В подтверждение правительственной политики - состоялось открытие в Кусарах горнолыжного курорта.
Активизировались по национальному вопросу и чиновники азербайджанского правительства. Заместитель председателя комитета Милли Меджлиса Азербайджана по международным отношениям и межпарламентским связям, членом делегации Азербайджана в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) Севиндж Фаталиева сделала заявление, что «В Азербайджане нет, и никогда не было проблемы национальных меньшинств».
Председатель Комитета по правам человека Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, аварка по национальности Рабият Асланова в интервью СМИ заявила, что «В Азербайджане никто не может быть принужден к смене своей национальной принадлежности».
В октябре в Баку под девизом «XXI век: надежды и вызовы» прошел Международный гуманитарный форум, на котором тема мультикультуризма была доминирующей. Сами азербайджанские участники дискуссии довольно позитивно отозвались о положении с мультикультуризмом, признав азербайджанскую модель эталонной.
Однако существующие проблемы с положением с нацменьшинствами в АР от этого никуда не исчезают. Хотя сам факт проведения подобного рода форума может быть расценен двояко: желанием Баку войти в цивилизованную Европу и попыткой «забелить» проблему в области культурных и политических прав лезгинского и др. народов, проживающих на территории АР.
Юждаг вокруг ислама Весь год ислам в Южном Дагестане был конфликтным, позитивный потенциал ислама в регионе не был использован. Радикальный ислам в руках у агрессивной массы усугубил раскол в обществе. Налет районных полицейских на мечеть в с.Советское Магарамкентского района 13 мая, аресты прихожан, дальнейшие репрессии в отношении салафитской молодежи Юждага еще более усложнил общественно-политическую ситуацию в регионе.
Убийство 9 июля директора школы с.Советское Сидикуллаха Ахмедова, который сыграл активную роль в конфликт салафитов и общества, запрещал ношение хиджабов ученицам школы общественность посчитала местью боевиков.
Юждаг официальным духовенством всегда представляется в качества «чистого поля», где получают раскрутку салафитские проекты. Мнение не лишено своих оснований. Однако деятельность в Дербенте и округе авторитетного устаза, шейха Сиражудина Хурикского выбивалось из данного ряда. Убийство его подорвало структуру суфийского ислама и как отмечают эксперты, открыло поле для салафитского ислама.
Ханжан Курбанов
Источник: ФЛНКА