Вчера азербайджанские таблоиды сообщили новость о том, что на заседании Комитета по региональным вопросам Милли меджлиса данного образования был вынесен на обсуждение законопроект «О переименовании села Храхоба Хачмазского района на Палыдлы». Председатель комитета Ариф Рагимзаде сообщил депутатам, что проживающие ныне в бывшем лезгинском селе закавказские турки обратились с предложением о переименовании села, поскольку «не понимают значение слова «Храхоба». Рагимзаде также добавил, что документы в связи с этим подготовлены и направлены в соответствующие структуры:
Цитата
«Сельчане просят переименовать это село на Палыдлы. На этих территориях в свое время жили русские, 2 года назад по договоренности между Россией и Азербайджаном они были переселены».
Аккуратно замаскировав лезгинское село под «русское», Рагимзаде, тем не менее, прав: договоренность между Россией и Азербайджаном действительно существовала. Правда, не о «переселении» жителей. В июне 2011 года во время президентства в России Д. Медведева между Россией и Азербайджаном был заключен позорный и унизительный территориальный договор, российским МИД-ом стыдливо названный «компромиссом». Согласно этому договору Азербайджану был передан водозабор приграничной реки Самур вместе с двумя лезгинскими селами Магарамкентского района Республики Дагестан – Храх-Уба и Урьян-Уба.
Передача Азербайджану части российской территории «во имя дружбы и кооперабельности» (по словам замминистра иностранных дел Григория Карасина – П.) осуществлялась тайно – в обход российского законодательства, и до самого окончания «сделки» держалась в секрете не только от рядовых россиян, но и от депутатов российской Госдумы, для которых царский подарок Азербайджану в виде 90% водного ресурса реки Самур и солидного куска российской территории в придачу, оказался полной неожиданностью.
Помимо российских земель и вод, Азербайджану были переданы… и шесть сотен жителей этих двух сел – этнических лезгин – граждан России.
Карты с обозначением новой линии межгосударственной границы между Россией и Азербайджаном, протянувшейся от границы с Грузией до Каспийского моря, в качестве приложения к российско-азербайджанскому договору были подписаны еще в 2010 году министрами иностранных дел Сергеем Лавровым и Эльмаром Мамедъяровым. И если текст договора депутатам российской Госдумы был передан своевременно, то о картографическом приложении стало известно только после подписания договора. Судя по всему, кто-то был настолько заинтересован в данной сделке, что желал исключить всяческий риск.
Договор, который для огромной России можно было бы посчитать маленьким досадным эпизодом (мало ли в течение истории было бездарно разбазарено различных российских территорий? – П.) стал настоящей трагедией для лезгин – разделенного госграницей автохтонного народа данного региона, а всему Южному Дагестану был нанесен невосполнимый экономический урон.
Азербайджан же, благодаря сей «блестящей дипломатической победе», впервые в своей недолгой истории приобрел, наконец, хоть одну закрепленную межгосударственным договором границу, поскольку ни с Грузией, ни с Ираном, ни с Арменией, ни с Республикой Арцах, ни даже с братской Турцией подобных договоров у него нет. А уж получать от России щедрые подарки туркам всех мастей не впервой. Достаточно вспомнить переданные Турции российским большевизмом армянские Карс, Арарат и Сурмалу, а Азербайджану – Арцах, Нахиджеван, аварские Закаталы и Джар, Талышистан и южную часть Лезгистана.
«Азербайджанцы» практически ежедневно преподносят России целый букет специфических благодарностей, как то: активное участие в энергетических проектах, имеющих целью вытеснение России с рынка энергоресурсов, требование многократного повышения арендной платы приведшее к закрытию российской радиолокационной станции в Куткашене (Габала), постоянные оскорбления России и русского народа в азербайджанских средствах массовой информации, мат на дипломатическом приеме в адрес подписанта вышеупомянутого договора – министра ИД РФ Лаврова, откровенно антироссийская позиция, занимаемая Азербайджаном на международных форумах, экономическая «овоще-наркотическая» экспансия в Россию, дискриминация проживающих в Азербайджане русских, варварское уничтожение христианских кладбищ и другие методы ведения необъявленной войны против России и русского народа.
С самого момента подписания несправедливого договора жители «подаренных» Азербайджану сел и лезгинские активисты в Дагестане пытались бороться за свое Богом данное право жить на родной земле.
Сразу после подписания российско-азербайджанского договора закавказские турки обрушили на жителей двух лезгинских сел все виды репрессий, для того чтобы вынудить последних оставить свою родину и перебраться в Россию. В ход шло всё:
аресты, запугивания, блокирование коммуникаций, закрытие школы и т.д.
Наконец, свершилось: в октябре 2012 года последний лезгин покинул село своих предков, и на «освобожденной» от исконных насельников земле закавказские турки устроили праздничный шабаш, сопровождавшийся возлияниями, ритуальными плясками, радостными криками и стрельбой в воздух.
Депортация лезгин из Храх-Убы И вот теперь поставлена последняя точка в этой трагедии – переименование Храх-Убы в оскорбляющее слух турецкое «Палыдлы». Можно не сомневаться: Милли меджлис пойдет на встречу «просьбам» о переименовании, исходящим от новоявленных хозяев села, и Храх-Уба исчезнет с карты региона, как до нее исчезли с этой карты удинский Варташен, лезгинские КцIар и Куба, талышские Мугань и Ланкон, армянский Партав... А через год-другой очередной местный историк будет вдохновенно рассказывать развесившим уши соплеменникам об очередном «древнеазербайджанском Палыдлы».
Коренные народы региона – лезгины, аварцы, талыши, удины и другие - многие десятилетия томятся под властью пришлых узурпаторов и аннексионистов. Последние не довольствуются насилиями, убийствами, подкупом беспринципных российских чиновников и многолетним зомбированием собственного населения. Они пытаются отнять саму душу народа, присвоить его культуру, заставить забыть тысячелетний язык предков. «Азербайджанцами» в Азербайджане объявлены талыш Бабек, лезгин Узеир Гаджибеков и… талышский мальчик Саламаддин Нагиев, погибший при спасении тонущих девочек в Подмосковье. Бакинская Лезги-мечеть в одночасье стала… азербайджанской ашурбековской мечетью. Вся история Кавказской Албании объявлена тюркской, а пришлый кочевой элемент – ее законным наследником.
И превращенная на наших глазах в «Палыдлы» Храх-Уба – лишь крохотный этап, лишь маленький эпизод этой многовековой ползучей аннексии, которой пока что не видно ни конца, ни края.
Пандухт