Комментарий официального представителя МИД России А. К. Лукашевича по поводу статьи «Остаться в России», опубликованной в «Независимой газете» 9 февраля 2011года. Обратили внимание на подготовленную в Махачкале и опубликованную в «Независимой газете» 9 февраля статью Милрада Фатуллаева «Остаться в России». Автор в драматических тонах рассказывает о митинге жителей двух приграничных сел Храх-Уба и Урьян-Уба, но при этом несколько произвольно обращается с фактами.
О поднятых в статье проблемах двух небольших сел в Азербайджане, в которых проживают российские граждане, хорошо известно и в Москве, и в Махачкале, и в Баку. Возникновение проблемы относится к тому давнему периоду, когда в Советском Союзе никто не мог себе представить, что великая страна распадется, а административные границы станут государственными.
Судя по имеющимся материалам, в годы советской власти между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР была осуществлена взаимная передача небольших территорий во временное пользование в сельскохозяйственных целях. Дагестан получил в Азербайджане во временное пользование земли для остановки перегоняемого на зимние пастбища скота. Там постепенно образовались постоянные пастушьи стоянки, возникли жилые дома.
Так появились населенные пункты Храх-Уба и Урьян-Уба. Срок действия решения Правительства СССР от 1954 года об обмене территориями окончательно истек в 2004 году. Иных документов, в которых говорилось бы о наличии принадлежащих России территорий в Азербайджане, ни в центральных, ни в республиканских архивах не обнаружено.
В настоящее время у России и Азербайджана нет взаимных территориальных претензий. Граница между нашими странами определена как по дну Каспийского моря, так и по суше. Линия сухопутной границы установлена Договором о государственной границе, который был подписан президентами Российской Федерации Д. А. Медведевым и Азербайджанской Республики И. Г. Алиевым 3 сентября 2010 года. в Баку. Она соответствует бывшей административной границе между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР.
Тем не менее проблема российских граждан, проживающих в названных населенных пунктах, действительно существует. Она сложна и деликатна. Ее решением занимается Министерство иностранных дел во взаимодействии с другими федеральными министерствами и ведомствами, с руководством Дагестана.
Мы находимся в плотном контакте по данному вопросу с азербайджанской стороной и с самими жителями двух сел. Буквально на днях в Баку проведены очередные межмидовские консультации, в ходе которых получены заверения азербайджанских партнеров о том, что с их стороны будет оказано всемерное содействие в должном урегулировании проблем российских граждан. Российский посол в Баку работает с миграционными службами Азербайджана. В ближайшее время состоится совместная поездка в Храх-Уба и Урьян-Уба.
В МИД России убеждены, что какими-либо митинговыми действиями данный вопрос не решить. Речь идет о конкретных людях, и нужна постоянная кропотливая работа, основанная на строго индивидуальном подходе к каждому человеку, каждой семье, чтобы их интересы не пострадали.
10 февраля 2011 года
Дай бог, побольше разных стран, Не потеряв своей, однако.
Дай бог, чтобы твоя страна Тебя не пнула, сапожищем.
Дай бог лжецам замкнуть уста, Глас божий слыша в детском крике.
Евгений Евтушенко
В комментарии МИДа России есть только одно положительное обстоятельство. Оно, наконец-то, состоялось, и на отчаявшихся российских граждан обратили хоть какое-то внимание. По нашим данным, Миннацу Дагестана и Постпредству МИД РФ в Махачкале даны поручения разобраться в ситуации, получить от жителей анклавных сел предложения относительно их видения проблемы и ее разрешения с учетом подписанного президентами Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым 3 сентября 2010 года. Договора о госгранице. Но как это сделать по разумению дипломатических работников в условиях продолжающегося, несмотря на устные заверения Баку, режима «временной» и «пожизненной» депортации въезду храхубинцев через госграницу и отсутствия возможности для проведения схода сельчан, — в МИДе, ее Постпредстве и Миннаце не сообщали.
Не могут они ответить на вопрос, почему все эти годы российские граждане, даже если они не правы, не могли получить защиты от своего государства? В условиях, когда Договор о гос-границе еще не ратифицирован парламентами двух стран, Баку позволяет себе учинять произвол над нашими согражданами. И почему Москва, Махачкала молчали, как заправские страусы? Кстати, недавно и здесь, и там обижались, что их называют предателями. Святая простота.
Уже 3 марта, по нашим данным, в село должна выехать Комиссия МИДа России, чтобы разрешить проблему на месте. Видимо, им придется самим проводить названный сход жителей и в онлайн-режиме выяснять, что же они на протяжении десятков лет хотят от них, российских властей.
Вот глава Миннаца Дагестана Бекмурза Бекмурзаев знает, что они хотят: остаться российскими гражданами на своей же российской земле. Знает, что это невозможно, и потому предлагает свой такой же бесполезный рецепт: принять азербайджанское гражданство или выехать, желательно, самостоятельно, за свой счет — в «Большой Дагестан». А еще лучше, куда подальше из Дагестана — «в Россию». И не важно, бывшему главе Постпредства России в Махачкале знать, что Конституция Азербайджана не признает двойного гражданства.
Такая дипломатия — часть политики. Поэтому, видимо, можно заявить измученным людям на митинге , что «для всех дагестанцев найдется земля на своей родине», а тут же дать интервью «Кавказскому узлу»: «У нас нет свободной земли и ресурсов для организованного переселения». Все это от обилия ответственности. Перед разными потребителями — дагестанцами, Махачкалой, Москвой и Баку. Никого нельзя обидеть.
Вернемся к бывшим, да и нынешним начальникам Бекмурзаева. Ответ Александра Лукашевича, надо сказать, подготовлен в лучших бакинских традициях. В официальном документе МИДа нет названия документа, на который дипломат ссылается, обвиняя при этом автора статьи в вольном обращении с фактами. Нет исходящих данных невесть откуда взявшегося постановления о передаче в аренду оспариваемых земель. Где находится сей документ, который так никому и не представили ни в России, ни в Азербайджане. Как убедиться, что он реальный, а не мифический? Как вас, государственных мужей перепроверить?
Кроме того, в статье говорилось о невыгодном для Дагестана (и России, разумеется) разделе водозабора реки Самур, о перемещенных в сторону России госгранице. Опять-таки, нас в высокие соглашения, подготовленные в узком кругу, не посвящают. Рылом не вышли: с ними икру за одним столом не едим. Обо всем этом ни слова, если не считать толейрановской констатации, что госграница «соответствует бывшей административной границе между Дагестанской АССР и Азербайджанской ССР». Это, как любят выражаться в таких случаях наследники экивоков, осталось за рамками договора Медведев — Алиев. Особенно в случаях, когда от этих двусторонних отношений несет угаром природного газа, сто миллионов кубометров которого два президента тогда же договорились перекачивать по северному маршруту.
Теперь поговорим о чабанах, которые начали по-Лукашевичу обустраивать свои стоянки в Храх-Убе с 1954 года, когда земли, якобы были переданы в аренду на 30 лет. По словам дипломата, «иных документов, в которых говорилось бы о наличии принадлежащих России территорий в Азербайджане, ни в центральных, ни в республиканских архивах не обнаружено». Однако документы есть. По крайней мере, у нас. В переписке Сонаркома ДАССР Совнаркому АССР от 28 декабря 1940 года говорится, что оспариваемые земли у храхубинцев «фактически находятся в пользовании с 1917 года», а в 1940 году «эти земли были официально переданы Дагестанской АССР». Обратите внимание: «официально переданы», а не взяты в аренду в 1954 году.
Кроме того, пресловутый документ от 1954 года о передаче в аренду земель храхубинцев, как устно отмечают дипломаты, на 30 лет, принятый союзным правительством, почему-то в 1984 году пролонгирует республиканское правительство Азербайджана. Как это возможно, чтобы нижестоящая инстанция вторгалась в компетенцию вышестоящей?
Как бы то ни было, Договор о госгранице подписан. Непонятно только, почему с момента развала требовалось столько времени, чтобы закрепить на бумаге и картах фактически существующие административные границы. Был предмет для торга — вот почему. В общем, теперь необходимо решать вопрос о дальнейшей судьбе российских граждан, исходя из этой нежелательной для Дагестана новой реалии. Здесь возможен, думаю, один вариант — компенсация за жилье и имущество со стороны Баку, организованный переезд примерно 100 семей на территорию Магарамкентского или Дербентского районов Дагестана. Необходима целевая федеральная программа. А разговоры о том, что нет денег и земли — это от лукавого. Только соплей на своей родине нам и не хватало. Подумайте только: дагестанцам нет земли на дагестанской земле.
Автор Милрад ФАТУЛЛАЕВ Источник: Газета "Настоящее время"